Фотография (от греческих фото – свет, граф – рисую,
пишу) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним
человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных
стран мира.
Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.
С
незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая
сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости
световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в
точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой,
размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или
камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю
Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы
камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи.
Известно,
что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало
затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В.
Ломоносов положил начало развитию светосильных труб и оптических
приборов. Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик
с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или
матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для
механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое
изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести
карандашом на листе бумаги.
В середине XVIII века в России,
например, имела распространение камера-обскура, носившая название
«махина для снимания першпектив», сделанная в виде походной палатки. С
ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа,
Крондштата и других русских городов.
Это была «фотография до
фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди над тем, чтобы
полностью механизировать процесс рисования, научиться не только
фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно
закреплять его на плоскости химическим путем.
Однако если в
оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков
назад, то в химии они стали возможными только в 18 веке, когда химия
как наука достигла достаточного развития.
Одним из наиболее
важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа
превращения оптического изображения в химический процесс в
светочувствительном слое послужило открытие молодого русского
химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и
дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого анатома и
хирурга И. Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением
жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием
солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года
Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей
брома.
Целенаправленную работу по химическому закреплению
светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных
стран начали только в первой трети XIX века. Наилучших результатов
добились теперь известные всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765
- 1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787 - 1851) и англичанин Вильям Фокс
Генри Тальбот (1800 - 1877). Их принято считать изобретателями
фотографии.
Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке, годом изобретения фотографии считается 1839,
когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. На основе своих
собственных исследований и опытов Нисефора Ньепса, французскому
изобретателю Луи Дагеру удалось сфотографировать человека и получить
устойчивое фотоизображение. По сравнению с более ранними опытами время
экспозиции сократилось (менее 1 мин). Принципиальное отличие дагеротипа
от современной фотографии – получение позитива, а не негатива, что
делало невозможным получение копий.