Эти
иллюстрации показывают преимущество формата RAW. Синий снимок был снят
навскидку, с неправильно установленным балансом белого (по лампам
накаливания). Такой снимок, снятый в формате JPEG или TIFF, можно было
бы только выкинуть или пришлось бы перевести в режим оттенков серого.
Однако формат RAW позволил избавиться от синюшности и спасти эту
фотографию, применив другой баланс белого (в данном случае –
«люминисцентной лампы»). Но самые интересные возможности для
фотографа предоставляет формат RAW (от англ. «raw» – сырой,
необработанный). Замечу, что этот формат поддерживают только дорогие
профессиональные и полупрофессиональные цифровые фотоаппараты. Чем же
так примечателен этот формат? Как мы уже знаем, после того, как
изображение получено с матрицы, оно проходит обработку в процессоре
камеры, где на него «накладываются» выбранные фотографом установки
баланса белого, резкости, контраста, цветовой насыщенности и другие.
Результат пишется на карту памяти. Так обстоит дело с форматами JPEG и
TIFF. В формате RAW дело обстоит иначе: на карту памяти отдельно
пишется само, не обработанное пока еще изображение, а все установки,
выбранные фотографом, сохраняются в заголовке файла отдельно, с тем,
чтобы быть примененными позже. Затем на компьютере эти файлы формата
RAW обрабатываются уже в специальных программах, называемых
RAWконвертерами, причем пользователь может решить, применить ли к
изображению установки, выбранные во время съемки, либо заменить их на
другие, более подходящие. Так, если при съемке горного пейзажа вы
были уверены, что солнечный баланс белого как нельзя лучше подойдет для
этой сцены, а дома вдруг обнаружили, что картинка имеет холодные тона и
отталкивает, то вы сможете «отменить» выбранный баланс белого, заменив
его, к примеру, на «облачный». То же самое относится ко всем фильтрам,
например, чернобелому, сепии и соляризации, цветовому балансу, цифровой
резкости и некоторым другим параметрам. К снимку можно даже применять
соответствующие установки из других изображений, например, определив
раз и навсегда точный баланс белого для одного из кадров, снятых на
поляне, можно использовать его для всех остальных снимков этой
фотосессии. После того как гармония, наконец, достигнута, мы сохраняем
снимок на компьютере в любом формате, но исходный RAWфайл с
необработанным изображением при этом не страдает. Трудно поверить,
но использование формата RAW позволяет даже немного (до + / 3EV)
скорректировать неверную экспозицию! Это стало возможным благодаря
информационной избыточности, предоставляемой двенадцати (в ряде случаев
– шестнадцати) битной разрядной сеткой на каждый цветовой канал в
формате RAW, против восьмибитной сетки форматов JPEG и TIFF. Поскольку
весь процесс работы с RAW очень напоминает корректировки при оптической
печати с переэкспонированного или недоэкспонированного негатива с
применением тонирующего виража, фильтров и так далее, то формат RAW
часто называют цифровым негативом. Справедливости ради замечу, что
различные производители фотоаппаратуры по разному трактуют понятие
«необработанная информация». К примеру, одни из них всетаки применяют
функцию шумоподавления к изображению перед записью формата RAW, другие
– цифровую резкость, третьи – сжатие, а в устаревших моделях можно
найти даже баланс белого. Кроме этого, все фирмы стремятся привнести в
этот формат чтото свое, и в результате появились такие форматы, как ORF
(фирма Olympus), NEF (Nikon), CRW (Canon) и другие. Все это –
разновидности формата RAW, и для работы с каждым из них требуется свой,
уникальный RAWконвертер. Замечу, что фирма Adobe выпустила плагин для
Adobe Photoshop CS 8.0, читающий все форматы RAW, которые любой
фотограф при желании может бесплатно скачать с сайта фирмы. Примечательно,
что файл в формате RAW занимает существенно меньший размер памяти, чем
аналогичный TIFF. Объясняется это тем, что в RAWфайле хранится не само
изображение целиком, а только та информация, что получена с трех
сенсоров матрицы, отвечающих за красный, зеленый и синий каналы, а
интерполяция с построением окончательного изображения осуществляется
уже потом, в RAWконвертере на компьютере. Для формата TIFF интерполяция
производится непосредственно после съемки, в самой камере, и ее
результаты записываются на карту памяти, занимая гораздо большее
пространство. Замечу также, что процесс интерполяции сам по себе очень
энергоемкий, что сказывается на продолжительности жизни аккумуляторов. При
всех достоинствах формата RAW у него есть и небольшие недостатки.
Основным из них, на мой взгляд, является необходимость обрабатывать
изображения на компьютере перед их использованием. Каждый снимок должен
быть обработан индивидуально, а на такую усидчивость способны далеко не
все. Вторым недостатком, но не столь существенным, о котором я уже
говорил, является несовместимость форматов RAW различных
производителей, приводящих к необходимости использования фирменных
RAWконвертеров или плагинов к графическим редакторам.
Достоинства Огромные возможности по «доводке» фотографий.
Недостатки Занимает
меньше места на карте памяти, чем TIFF, но больше, чем JPEG,
практически каждый производитель старается иметь «в запасе» свой RAW,
для которого необходим отдельный плагин.
Для кого Для профессионалов и очень (даже слишком!) продвинутых фотолюби телей.
Резюме Так
что вопрос, каким именно из имеющихся в камере форматов пользоваться,
каждый решает сам. Когото, желающего снять сотни гениальных снимков на
одну небольшую карточку памяти, вполне устроит имеющийся в любой камере
формат JPEG, комуто понравится логическая завершенность формата TIFF, а
ктото, наоборот, любящий до самого последнего момента все менять и
переиначивать, предпочтет RAW. Впрочем, выбор между TIFF и RAW пока для
большинства пользователей не актуален: сегодня редкие камеры имеют и
тот и другой форматы.