При покупке фотоаппарата нужно помнить, что какую бы сверхмодную
светочувствительную матрицу не установил производитель, и в какой бы
стильный корпус ее не упихал, изображение будет формироваться в первую
очередь с помощью объектива. Поэтому при выборе любого фотоаппарата —
будь то компакт или зеркальная камера — нужно знать, на что способна
его оптическая система. А для этого необходимо понимать, какие
параметры на что влияют и что означают.
Фокусное расстояние
Главное,
что нужно знать, — эквивалентное фокусное расстояние определяет угол
зрения объектива и степень приближения объектов. Пишется оно на корпусе
объектива и представляет собой две цифры — минимальное и максимальное
значение. На минимальном фокусном расстоянии угол обзора объектива
будет максимальным, и в кадр попадет большее количество объектов. На
максимальном — угол обзора будет меньше, объектов — тоже меньше, но
зато они будут ближе. Для большинства повседневных задач хватает
объективов с фокусным расстоянием от 20 до 100 мм. Объективы со
значениями ЭФР больше 100 мм («телевики») нужны для съемки удаленных
объектов типа птиц и зверей в зоопарках, меньше 20 мм (широкоугольники)
— для съемки панорам либо архитектуры.
В большинстве компактных
камер используются объективы с диапазоном фокусных расстояний от 35 мм
и выше. Этого хватает практически на все цели — но иногда все же
широкого угла не хватает. Если планируется снимать архитектуру или
пейзажи, стоит обратить внимание на фотоаппараты Panasonic — в их
линейке компактов есть модель с широкоугольными объективами — Lumix
DMC-FX01. Или на Kodak — у модели V705 минимальное эквивалентное
фокусное расстояние составляет всего 23 мм.
У зеркальных камер
проблем почти нет — любой производитель обеспечивает покупателей
большим ассортиментом сменных объективов на любой вкус: от «рыбьих
глаз» с ЭФР от 10 мм до огромных «телескопов» с ЭФР до 1200 мм. Были бы
деньги — подобные объективы зачастую стоят как небольшой автомобиль. В
комплекте с новой камерой, скорее всего, окажется простенький
универсальный объектив с ЭФР 17-80 мм, 18-55 мм или чем-то подобным.
Эквивалентное фокусное расстояние
Есть
два разных понятия — эквивалентное фокусное расстояние и истинное
фокусное расстояние. Первое — это стандартное значение, которое
используют для сравнения различных фотоаппаратов и объективов. Истинное
расстояние зависит от размера самого объектива и матрицы — а для
зеркальной камеры и компакта эти значения будут разными.
Эквивалентное
расстояние приводится к истинному простой математической операцией —
умножением фокусного расстояния объектива на коэффициент «кропа». Для
цифровых зеркалок значение кропа равно 1,6 или 1,5 — в зависимости от
модели. Таким образом, объектив с цифрами 18-55 мм на корпусе
превращается в объектив с фокусным расстоянием 29-88 мм.
Цифры,
указанные на компактах, умножать ни на что не нужно — истинное фокусное
расстояние для них чаще неизвестно и никакой полезной информации не
несет. «Фиксы» и «зумы»
Все современные фотообъективы можно
разделить на две большие группы. В первую мы отнесем всю оптику с
неизменяемым или фиксированным фокусным расстоянием — это так
называемые фикс-объективы. Вторую группу составляют зум-объективы, у
которых этот показатель может изменяться. В настоящее время «фиксы»
используются либо в самых дешевых компактных фотоаппаратах, либо в
крутой профессиональной фототехнике, в основном для студийной съемки.
Они относительно просты в изготовлении и обеспечивают отличное качество
изображения. В компактах это позволяет удешевить конструкцию, сохранив
приемлемое качество изображения. В профессиональной технике, благодаря
простой оптической конструкции, можно достичь потрясающего качества
картинки, причем не задирая цену устройства до небес.
Подавляющее
большинство камер, начиная с компактных фотоаппаратов и заканчивая
профессиональной аппаратурой, оснащены оптикой с переменным фокусным
расстоянием. Если вы захотите снять пейзаж, то вам, как уже говорили,
потребуется небольшое фокусное расстояние, а если маленькую букашку или
портрет — то наоборот, большое. Поэтому проще использовать один
единственный зум-объектив, который позволит снять и то и другое сразу.
Такая оптика хороша тем, что позволяет фотографировать из одной и той
же точки абсолютно разные сюжеты. Это хорошо заметно при использовании
так называемых ультразумов, то есть объективов с 10-12-кратным
увеличением. С помощью такого объектива можно снимать как горные
пейзажи, так и альпинистов, карабкающихся к соседней вершине. Дикие
животные, птицы, водопады на противоположном берегу реки — это примеры
объектов, к которым в реальности очень трудно приблизиться. Так что
расхожее мнение, что «лучший зум — это ноги», в корне неверно. Хороший
объектив с широким диапазоном фокусных расстояний способен оказать
фотографу неоценимую услугу. Расплата за такую универсальность —
значительная потеря качества изображения. Оптический и цифровой зумы
Из
диапазона фокусных расстояний конкретного объектива высчитывается
параметр, называемый «оптическим увеличением» или «кратностью зума».
Рассчитывается он путем деления наибольшего фокусного расстояния на
наименьшее. При этом получается та цифра, которую обычно гордо
указывают на коробке и на самом фотоаппарате. Например, у объектива с
фокусным расстоянием 35-420 мм будет 12-кратный зум. Оптический зум —
вещь в жизни, безусловно, очень полезная и нужная, но со своими
«подводными рифами».
Первый риф заключается в сложности
изготовления такого объектива и его высокой цене. Поэтому стоит помнить
— дешевых ультразумов не бывает. Если нашелся в продаже фотоаппарат с
зумом от 10x и ценой до 300 условных единиц — ищите подвох. Скорее
всего, найдете его в качестве картинки — отсутствии резкости и
контрастности.
Вторая проблема заключается в том, что на
«длинном конце», то есть на максимальных значениях фокусного
расстояния, даже самые мелкие и незаметные перемещения камеры приводят
к смазыванию изображения. Поэтому приходится выставлять короткую
выдержку (от 1/125 с при максимальном зуме в 12х). Оптический
стабилизатор изображения ситуацию тут кардинально не поправит, на него
можно не рассчитывать. В ситуациях, когда это невозможно — сумерки,
затемненная комната, — от использования максимального приближения стоит
отказаться. Вообще, как показывает практика, нормально фотографировать
на «длинном конце» можно только при ярком солнечном свете.
Здесь
стоит несколько отвлечься от основной темы и сказать пару слов о
цифровом зуме. Многие производители, желая привлечь покупателей,
оснащают этим режимом любительские фотокамеры. К сожалению, такое
увеличение изображения не имеет ничего общего с изменением фокусного
расстояния. Процессор камеры просто-напросто берет центральный фрагмент
только что отснятого кадра и увеличивает его методом обыкновенной
экстраполяции пикселей, а при этом серьезно ухудшается качество снимка.
Так что при выборе фотоаппарата ни в коем случае не обращайте внимания
на этот показатель, а если вы все же приобретете камеру с функцией
цифрового зума, отключите ее раз и навсегда. Если же у вас появится
желание увеличить какой-то фрагмент кадра, вы без особого труда сможете
сделать это на компьютере с помощью любого графического редактора.
Результат будет гораздо лучше — ведь алгоритмы обработки изображения,
заложенные в недорогой цифровой фотоаппарат, никогда не сравнятся с
мощной логикой Adobe PhotoShop или любого, даже простейшего редактора
изображений. Читаем маркировку объектива
Давайте попробуем
попрактиковаться и применить полученные знания при чтении маркировки
объектива. Например, на оптике написано: 18-55, 3.5-5.6. Это
расшифровывается так: зум-объектив с фокусным расстоянием, которое
изменяется от 18 до 55 миллиметров, со светосилой 3,5 при минимальном
значении фокусного расстояния и 5,6 — при максимальном. Делаем простые
расчеты и делим 55 на 18. Получается, что кратность зума у этого
объектива равна трем. Светосила при этом никак не пересчитывается, так
как она есть величина относительная и не зависит от размера матрицы.
На
более сложных и дорогих объективах можно встретить маркировку 16-35 mm
2,8. Это означает, что на всем диапазоне фокусных расстояний светосила
постоянна и равна 2,8.
Также встречается маркировка типа 50 mm,
f/1,8. Такое обозначение соответствует объективу с постоянным фокусным
расстоянием 50 мм и светосилой 1,8. Светосила
Максимальное
количество света, которое может пропустить объектив на том или ином
фокусном расстоянии без потерь качества за счет аберраций, и является
его светосилой. Чем меньше значение, тем больше света пропускает
оптическая система и, соответственно, выше качество и класс объектива.
Существуют также объективы с постоянной светосилой на всем диапазоне
фокусных расстояний. Это дорогое, но качественное решение.
Значение
светосилы от 2,8 до 4 позволяет снимать с рук даже в условиях
недостаточного освещения. Чем выше этот показатель, тем сложнее будет
избежать смазывания изображения — невысокая светосила не даст
установить короткую выдержку.
Аберрации
Аберрации
— это искажения изображения, возникающие из-за несовершенства
объективов фотоаппаратов. Представить себе, что такое аберрации, можно
на примере обычной лупы. Наведите ее на мелкий печатный текст. В центре
вы увидите четкое, хорошо читаемое изображение, но по краям линзы буквы
окажутся размытыми. Если сократить диаметр нашей линзы с помощью куска
черной бумаги с отверстием посередине, то удастся добиться
значительного уменьшения аберраций. Диафрагма фотообъектива работает
почти так же, как черная бумага, но позволяет регулировать диаметр
отверстия, через которое проходит свет. В результате повышается
резкость изображения — за счет увеличения выдержки.
Линзы
изготавливаются из разных сортов стекла, поэтому их свойства могут
значительно отличаться друг от друга. Если в определенной
последовательности собрать в одну систему несколько разных оптических
элементов, то они будут во многом компенсировать искажения друг друга.
Такая методика используется даже в объективах простых компактных
фотоаппаратов. Их оптика может состоять из шести или девяти элементов,
в дорогих профессиональных объективах количество линз может достигать
пятнадцати, а то и двадцати штук. Для построения таких сложных систем
производители применяют высокотехнологичные линзы с многослойным
просветлением, а также дорогие марки стекла.
Создание сложной
оптической системы для объектива с переменным фокусным расстоянием —
задача трудная. Так как в таких системах линзы перемещаются
относительно друг друга, то конструкторам приходится учитывать влияние
множества факторов во всех положениях зума. Как правило, невозможно
скомпенсировать аберрации во всем рабочем диапазоне объектива —
какой-то их вид будет сильнее проявляться на одном конце фокусного
расстояния, а какой-то — на другом. И чем больше коэффициент увеличения
объектива, тем сильнее будут аберрации.
Руководство по выбору:
* Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем выше уровень его аберраций и меньше светосила.
* Чем компактнее оптическая система, тем сильнее она подвержена
аберрациям, поскольку требования к размерам не позволяют разместить в
объективе достаточно большое количество оптических элементов. К тому
же, чем меньше линза, тем меньше она похожа на свою идеальную
математическую модель. * При прочих равных следует выбирать
камеру с более светосильным объективом. Впрочем, большая светосила
автоматически подразумевает и более высокую стоимость. *
Закрытие диафрагмы положительно влияет на уровень аберраций. Поэтому,
если съемочная сцена достаточно хорошо освещена, лучше не открывать
диафрагму на максимум.