Я знаю одну очень интересную игру, в которой все её участники (взрослые
и дети) непременно выигрывают. Бонуса два: разделённая друг с другом
радость общения и яркие, запоминающиеся, а главное, живые фотографии.
Название этой игры – детская репортажная фотосъёмка. Правила этого
увлекательного действа просты. Вот они:
Создавайте моменты
«Лови момент!» - девиз фотографа. Но заветное мгновение можно ждать
долго и, так и не дождавшись, уснуть, например. Не изящнее ли сначала
создать яркие сюжеты, а потом их сфотографировать? По-моему, это не
только проще, но и интереснее!!! Тем более, когда речь идёт о
фотосъёмке детей.
Максимально ярко дети раскрываются в игре, спортивных и творческих
занятиях, общении, обучении (конечно, речь идёт об игровом обучении, а
не о зубрёжке). Во время таких любимых ими видов деятельности малыши
выражают самые непосредственные, неподдельные эмоции. Вам остаётся их
только сфотографировать.
Включайтесь в игру
Фотографируя играющих детей со стороны, можно получить интересные
снимки. Но если вы станете участником игры и будете фотографировать её
как бы изнутри, с точки зрения её участника, то и ценители ваших
фотографий смогут увидеть детей так, как будто сами играют с ними. А
это очень интересный ракурс. Чтобы фотоаппарат не мешал такой игровой
фотосъёмке, научитесь фотографировать навскидку, очень быстро.
Современные фотокамеры позволяют это делать, благодаря быстрой скорости
автофокусировки и большому разрешению матриц на цифровых камерах. Как
количество мегапикселей связано с оперативностью во время
фоторепортажа, спросите вы? Напрямую! В погоне за моментом вы можете не
тратить время на выстраивание кадра композиционно, а сделать это после
фотосессии при обработке фотографий, например, в программе Photoshop,
скадрировав снимок заново (обрезав лишние фрагменты изображения). Это
можно будет делать уже не спеша, учтя все законы композиции.
Сделайте фотоаппарат участником игры
Дети реагируют на фотокамеру по-разному. Помню, однажды маленькая
девочка, испугавшись одного только вида моего профессионального
фотоаппарата (большого и черного), со всех ног побежала к маме,
спрятавшись у неё под «крылышком». Иногда дети смущаются, чаще начинают
позировать, что ещё хуже. В отличие от взрослых малыши прекрасно
проявляют эмоции непосредственно (неосознанно). А вот когда они
пытаются изобразить что-то мимикой и пантомимикой намеренно,
получается, как правило, гротескно, натянуто. Итак, со смущением,
страхами и позёрством надо бороться! Как? Очень просто! Станьте
интереснее фотоаппарата, захватив всё внимание детей своей персоной,
предлагаемой вами игрой. Если у вас получится сфокусировать всё их
внимание на этом, то сам процесс фотосъёмки автоматически станет для
всех её участников чем-то второстепенным, как бы превратится в фон.
Интересно, что элементы такого подхода можно использовать не только в
фоторепортаже, но даже и в постановочной портретной фотосъёмке. Так,
например, снимая портрет, я закрепляю фотоаппарат на штативе, готовлю
его к съёмке и начинаю разговаривать с ребёнком, сидящим напротив меня
о его любимых играх, блюдах, друзьях, мультфильмах, мечтах… Короче,
подойдёт любая тема, которая цепляет моего маленького собеседника. Я
почти целиком погружаюсь в наш разговор, за исключением указательного
пальца правой руки. Он фотографирует:)
Беспроигрышный вариант – сделать фотоаппарат частью игры, например,
прятаться за него и выглядывать. Дети ухахатываются, а вы снимаете.
Всем хорошо! Если контакт с ребёнком уже хорошо налажен, играем с ним в
эмоциональные прятки. Выглядывая из-за фотоукрытия, показываем малышу
каждый раз новую эмоцию. Если он её зеркалит, значит, вы находитесь на
одной волне взаимодействия с ним. Можно не сомневаться, что в этом
случае фотосессия удастся на славу!
Организуйте групповые взаимодействия
Гармоничное взаимодействие нескольких детей в игре или другой
деятельности – мечта детского фоторепортёра. Но наличие группы детей не
является гарантией успеха. Скованность во вновь сложившихся группах и
пресыщенность от общения друг с другом в компаниях знакомых – две
распространённые крайности. В первом случае, мы коллектив сплачиваем.
Психологи знают, что телесный контакт способен быстро пробить барьеры в
общении. Поэтому в психологических тренингах столько прикосновений. Но
не заставлять же нам детей обнимать друг друга?! Конечно, нет, потому
как есть игры, в которых они это будут делать с удовольствием.
Например, игра «Поезд». Кто будет паровозиком? А теперь вагоны, быстро
цепляйтесь к нашему локомотиву! Крепко-крепко держитесь, чтобы в дороге
не оторваться. А теперь покажите мне, как поезд гудит! Да разве так
гудят? Поднимайте руку, как я! Взяли ладошкой ручку нашего гудочка
(воображаемую, конечно). Ту-ту!!! Поехали! Какие станции встретятся на
нашем пути? Да какие хотите. Я люблю фотографировать детей на станциях
«Прыгалки», «Обнималки», «Пряталки», «Рисовалки»…
Драйва в знакомую компанию могут добавить соревновательные моменты.
Например, задача: сфотографировать детей, изучающих географическую
карту. Скукотища! А на карте изображены зверушки всякие, рыбки, птички.
Затеваю с группой детей игру «Кто быстрее всех найдёт …». Всё, эффект
достигнут.
Ломайте застой креативом
Если событие, которое надо фотографировать, проходит вяло, а его
участники никак не могут раскрепоститься, то ситуацию можно переломить
какой-нибудь неожиданной выходкой, фотографическим хулиганством.
Однажды я снимал детский День рождения в магазине, продающем
игрушки-полуфабрикаты. Дети должны были своими руками сделать себе
мишек, наслаждаясь этим захватывающим процессом. Но как-то веселья не
получалось. Видимо, наложились друг на друга сразу несколько
неблагоприятных для детского праздника факторов: компания малознакомых
детей, новая территория, сонный аниматор и т.д. И вот уже всё подходило
к завершению, дети оформили свидетельства рождения своим мишкам,
посадили их в коробочки в виде домиков и скучали. Фотосессия
завершалась, так и не успев начаться. Ни одного удачного снимка! А что
снимать было? Лица детей, выражавшие полную отрешенность? И тут меня
пробило. Я привлёк внимание детей, просунув палец в окно одной из
коробок-домиков, и как завоплю на весь магазин: «Ой-ой, меня мишка за
палец ущипнул». Дети начали кататься со смеху, умоляя повторить. Моя
фотовспышка едва успевала перезаряжаться (я работал тогда с отраженным
от потолка светом). За 10 минут я перевыполнил план двухчасовой
фотосессии по удачным снимкам. Да и дети оттянулись на славу. После
этого прорыва психологической плотины они начали общаться друг с
другом, играть, смеяться.
Помните о главном
Фотосъёмка детей в игре, особенно когда ты сам включен в неё, очень
захватывающий процесс. Даже погрузившись в него с головой, всё же
необходимо помнить о двух важных задачах. Первая – это забота о
безопасности всех участников процесса, в том числе и психологическая
безопасность (предотвращение детских конфликтов, страхов, личностного
дискомфорта). Ну и, конечно. не сбить с ног ребёнка во время
передвижения, не ударить фотоаппаратом, не наступить. Это должно
работать на автомате. И второе, о чем необходимо помнить: несмотря на
то, что процесс общения с детьми такой интересный и захватывающий,
получая безмерное удовольствие от общения и игры с ними, не забывать
их… фотографировать! Фотографировать, играючи!